Домой ОБЩЕСТВО Гробница Христа, Грааль и Пилат: сможет ли наука убедить скептиков?

Гробница Христа, Грааль и Пилат: сможет ли наука убедить скептиков?

впервые за 500 лет археологи сняли мраморную плиту с места погребения Христа в иерусалимском храме Гроба Господня, чтобы узнать, как изначально выглядела гробница. Под плитой, установленной на гроб в 1555 году, исследователи обнаружили

ПОДЕЛИТЬСЯ

Открытия современной новозаветной археологии вполне могут убедить скептиков в достоверности евангельских событий, при этом стоит учитывать особенности исследовательского процесса, полагают опрошенные РИА Новости эксперты.

Ранее западные СМИ сообщили о том, что впервые за 500 лет археологи сняли мраморную плиту с места погребения Христа в иерусалимском храме Гроба Господня, чтобы узнать, как изначально выглядела гробница. Под плитой, установленной на гроб в 1555 году, исследователи обнаружили большое количество каменного материала.

Анализ позволит в том числе выяснить, почему Елена, мать римского императора Константина, в IV веке решила, что эта гробница является местом захоронения Христа. В Русской православной церкви «с пониманием» воспринимают новость о работе ученых, считая, что исследование может помочь узнать какие-то новые исторические детали.

«Я думаю, что для христиан Евангелие и вообще их весь строй веры — это абсолютная историчность, она не вызывает больших сомнений. У скептиков они конечно будут. Где найти доказательства для скептиков — это вопрос далеко не праздный. Библейская наука прошла колоссальный путь и совершила такие открытия, которые могли бы убедить самых закоренелых сомневающихся. Однако этого не происходит», — считает ответственный секретарь Католической энциклопедии, религиовед Алексей Юдин.

По его словам, в этом плане для ученых и верующих существует «два измерения». Задача науки как раз заключается в том, чтобы во всем сомневаться. Порой она, по словам ученого, «ставит проблемы, которые сама не может решить», но в этом как раз ее суть.

С ним соглашается профессор РАНХиГС, религиовед Вильям Шмидт, отмечающий, проблема восприятия тех или иных археологических открытий учеными и верующими останется.

«Собственно религиозные традиции говорят, что существуют события священной истории, и это закономерность божественного свойства. Поэтому как этот опыт перекладывается на текст и письменную культуру — этот вопрос будет стоять всегда», — считает Шмидт.

НАЙДЕННЫЕ ПАСТУХАМИ СВИТКИ

К числу самых убедительных и значимых открытий Алексей Юдин отнес следующее событие: около 70 лет назад пастухи-бедуины обнаружили в районе Мертвого моря древние свитки, впоследствии ставшие настоящей сенсацией. Ученые их назвали Кумранскими рукописями. В их числе оказались тексты ветхозаветных книг, библейские апокрифы, литература, описывающая жизнь иудейской секты ессеев.

Документы датируются III веком до н. э. — I веком н.э. Сейчас как величайшее достояние Израиля они хранятся в национальном музее страны. Многие исследователи уверены, что в горах Мертвого моря до сих пор остается немало исторических ценностей, а израильские правоохранительные органы регулярно задерживают незаконных копателей, изымая у них древние артефакты.

«Кумранские рукописи — подтверждение того, что существовала та община, из которой наверняка появился Иоанн Креститель. Скажем так — это бэкграунд, откуда выходит евангельская история. Раньше таких свидетельств не было. Раньше это казалось просто случайным эпизодом, который раздули до неимоверных совершенно масштабов. А тут оказалось, что есть исторические доказательства», — сказал религиовед Алексей Юдин.

По его словам, в XIX веке наукой считалось, что изложенные в Библии события являются мифом. Однако в XX веке уже все было иначе, так как, отметил ученый, появились «новые с точки зрения практического рационального исследования доказательства того, что что-то было». Главным открытием он назвал именно Кумранские свитки.

«То есть утверждать однозначно, что вся история Иисуса – это какая-то придуманная байка, уже было нельзя», — пояснил ученый.

ПРОКУРАТОР ИУДЕИ

В свою очередь ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус считает, что историзм христианства – «очень важная вещь». Многие археологические открытия, по его мнению, были обусловлены желанием прикоснуться к истории.

Одним из таких примеров, как полагает священник, стало обнаружение археологического доказательства существования Понтия Пилата в 1961 году в Израиле группой итальянских исследователей. Они откопали известняковую плиту с надписями на латыни. Надпись гласила: «Тибериус … Понтий Пилат, префект Иудеи … посвятил». Евангельский текст гласит, что именно Пилат дал распоряжение предать Иисуса Христа на распятие.

Более того, подтвердилась евангельская информация о том, что Пилат был прокуратором Иудеи и, соответственно, принимал участие в судах над преступниками. Известно, что особо опасных преступников — а таковым, согласно преданию, иерусалимские первосвященники считали Христа — казнили путем распятия.

«До той поры очень многие полагали, что Евангелие — это совершеннейший миф, что в нем нет ничего исторического», — пояснил Лоргус.

СПЕКУЛЯЦИИ ВОКРУГ ХРИСТА

В 2012 году на X Международном конгрессе коптских исследований в Ватикане представили небольшой прямоугольный свиток папируса. На нем можно было разобрать несколько фраз, в том числе: «… Иисус сказал им: «Моя жена…», «…Мария достойна этого…». Сразу появились предположения, что речь идет о Марии Магдалине, которую еще гностики считали якобы женой Христа. Подобная версия, кстати, излагается и в популярном романе Дэна Брауна «Код да Винчи». Однако затем выяснилось, что документ, по всей видимости, является подделкой.

«Периодически какие-то тексты (о «жене» Христа — ред.) всплывают. Они востребованы определенной частью, в том числе и христианского мира. Какие-нибудь крайние протестанты могут вполне это воспринимать», — пояснил завкафедрой церковной истории Московской духовной академии профессор Алексей Светозарский.

Несколькими годами ранее ажиотаж наблюдался еще вокруг одного апокрифа — коптского «Евангелия Иуды», в котором утверждалось, что Иуда Искариот, предавший, согласно каноническому тексту, Христа, был на самом деле его ближайшим учеником. Апокриф находился в составе сборника раннехристианских текстов, названного «Кодексом Чакос» (примерно III век нашей эры). Рукопись нашли в 1978 году, однако лишь в 2006 году ученым удалось полностью восстановить текст. Выяснилось, что его авторами были сторонники одного из гностических движений, распространенных в Египте в то время.

Говоря об апокрифах, Светозарский уточнил, что сам этот термин «предполагает определенную литературу, которая была Церковью отвергнута». Хотя само явление — «сложное и многослойное». Так, некоторые тексты частично могут быть востребованы в богослужении. Например, одна из самых важных для верующих дат — сошествие Христа во ад, которое вспоминается накануне праздника Пасхи, основано, по словам профессора, на апокрифическом тексте.

«В целом тексты были не приняты в канон новозаветных книг, как тексты, где невозможно отделить вымысел или определенные установки, связанные с различными гностическими сектами, которые вносили свое толкование и видение. Там также были и оккультные моменты. Периодически какие-то сенсации возникают. Но я думаю, что это никак не может повлиять на ясную и четкую картину событий Нового Завета, которая изложена в синоптических (признанных Церковью — ред.) Евангелиях», — пояснил он.

ПЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Еще одной значимой проблемой для исследователей является установление подлинности тех или иных реликвий, связанных с Иисусом Христом. Так, например, можно увидеть, что чаша с тайной вечери (в Средние века ее прозвали Святым Граалем) или копье Лонгина, которое вонзили в тело распятого Христа, существуют в нескольких экземплярах.

Однако руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин обращает внимание на то, что главным для Церкви «является не достоверность, а духовная ценность», хранящихся у нее реликвий. В то же время она допускает их историческую достоверность.

Религиовед привел пример Туринской плащаницы, — покрывала, в которое был завернут Иисус Христос после смерти – которая напоминает верующим о христовом воскресении. Реликвия впервые упоминается в 1353 году, считается, что она попала на Запад из Византии. Плащаница привлекла внимание ученых после того, как в 1898 году снимавший ее фотограф обнаружил на негативе человеческий лик, что породило версию о подлинности чуда воскресения — от этого ее прозвали «пятым Евангелием». Однако ученые, прежде всего, спорят о дате появления ткани.

«Нет строгого научного подтверждения, что эта плащаница именно первого века нашей эры. И есть сильная версия, что эта плащаница была создана как священная реликвия в Средние века, что, в общем-то практиковалось и довольно часто делалось», — сказал Лункин.

Тем не менее, он уточнил, на данный момент «нельзя однозначно утверждать, что это только историческая мистификация».

Загрузка...

Comments

comments