Не успел Рекс Тиллерсон после многочасовых переговоров с Сергеем Лавровым, а затем и с Владимиром Путиным вернуться из Москвы домой, а президент США уже выступил с первыми оценками вояжа своего госсекретаря.
– Он проделал колоссальную работу. Думаю, у него была успешная встреча в России, мы увидим, какие будут результаты. Важны именно результаты, а не просто разговор. На основании того, что я слышал, дела шли хорошо, может, даже лучше, чем я ожидал, – признался Дональд Трамп. – Окончательный результат мы увидим через большой промежуток времени. Разговоры – не самое главное.
Россия – сильная страна, мы – очень-очень сильная страна, посмотрим, как это все сложится…Это сумасшествие – то, что происходит. Будь то Ближний Восток, Украина, куда бы вы ни посмотрели…Надеюсь, мы избавимся от этих проблем и бояться будет некого.
Вспомнил хозяин Белого дома и свою предвыборную мантру о желании поладить с Владимиром Путиным.
– Мы совершенно не ладим с Россией. Было бы прекрасно, если бы мы поладили с Путиным и с Россией. Это может произойти, а, может, и нет, может быть, просто наоборот, – гадает он и обещает. – Когда мои полномочия закончатся, мир станет намного лучше!
Интересно, это бахвальство или такая самокритичность? Мол, уйду и заживете!
Поразительно, что в Москве Тиллерсон говорит о неминуемом и скором уходе Асада, а почти одновременные и противоположные слова Трампа заставляют вновь развести руками.
– Настаиваем ли мы на этом (уходе президента Сирии. – Ред.)? Нет. Но я думаю, что это случится на определенном этапе, – заявил миллиардер в интервью The Wall Street Journal. А день спустя и вовсе закрыл тему оптимистичным твитом: “Все будет отлично между Россией и США. В нужное время все нормализуется, и, наконец, настанет мир!”.
В общем, работы у аналитиков все больше.
РЕАКЦИЯ ЗАПАДНЫХ СМИ
«В Кремле прекрасно владеют игрой сдерживания»
– Спустя три месяца президентства Трампа российско-американские отношения напряженные как никогда… Результаты (визита Тиллерсона в Москву. – Ред.) не воодушевляющие, – говорится в редакторской колонке The New York Times под названием «Переменчивая дипломатия Трампа».
– Когда Тиллерсон сел с Лавровым на пресс-конференции, было видно, что фундаментальные противоречия по Сирии и другим вопросам еще остаются, – считает британская газета The Guardian.
– Переговоры вряд ли привели к значительному прорыву после того, как из-за ракетного удара отношения ухудшились до одного из самых низких показателей со времен холодной войны, – вторит The Washington Post.
– В Кремле прекрасно владеют игрой сдерживания. Рекс Тиллерсон это почувствовал. Колебания (по встрече с Путиным. – Ред.), видимо, можно трактовать как часть ответа на атаку США на базу ВВС Асада и заявления Тиллерсона, – анализирует немецкий журнал Der Spiegel.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Сергей Судаков, профессор Академии военных наук, американист: «Главное, что без ультиматумов»
– Самое главное, что не было жесткого разговора и ультиматумов. Очень важно, что РФ и США смогли наконец разработать программу, каким образом попытаться снять определенное напряжение в отношениях. Мы достигли того этапа, который называется подготовкой «дорожной карты». И в этом плане самый главный итог — качественный диалог глав МИД, который был продолжен с Путиным. Президент четко и внятно объяснил наши позиции и почему Россия действует тем или иным образом. Это очень важно, потому что Тиллерсон не просто политик – он представляет мировые финансовые элиты. Это человек, который прекрасно знает Россию и пользуется огромным уважением внутри США. Полагаю, что уже в рамках личной беседы Путина и Трампа будут приняты более весомые решения. Надо понимать, на каком фоне происходила встреча – ожидать сейчас прорывов не стоит, но важно, что аргументация сторон была услышана.
Андрей Бакланов, зампред Ассоциации российских дипломатов: «По принципиальным вопросам не сблизились»
– Диалог восстановлен, что, конечно, не является большим достижением, потому что восстановлен он в неприемлемые сроки, все это очень затянулось. От американцев шли довольно жесткие сигналы, и я думаю, что по принципиальным вопросам наши позиции не сблизились. Скорее всего удалось договориться только по тому, как избежать военного столкновения между нашими странами в Сирии. Ну а ключевой вопрос – это будущее Асада, и тут все остаются непреклонными.
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»: «Ситуация кислая, раз не обсуждали встречу Путина и Трампа»
– В этой атмосфере я ничего не ожидал от встречи, позитив в том, что произошел разговор на уровне президента. Мне кажется правильной и своевременной идея о создании института спецпредставителей по двусторонним отношениям. Правда, Лавров сказал, что это будут представители внешнеполитических ведомств. На мой взгляд, это должны быть более политически весомые фигуры, имеющие прямой доступ к своим главам государств. То, что восстановили действие Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в Сирии, – очень хорошо, потому что без этого документа риски возникновения нештатных ситуаций повышались.
То, что Путин принял Тиллерсона, значит, что проявлен некий акт доброй воли и подчеркнута значимость отношений с США и нежелание конфронтации. Однако это не означает, что достигнуты какие-то договоренности. Встреча президентов актуальна, но есть конкретный повод, когда им придется увидеться – саммит «двадцатки» в Гамбурге в июле. Но тот факт, что пока не ведется никакой работы по повестке будущей встречи, – довольно симптоматично. Значит, ситуация в отношениях весьма «кислая», и о чем говорить сторонам пока непонятно, если не брать конкретный кризис, как сейчас.